toinvent (toinvent) wrote,
toinvent

Другая Турция.

C 10 по 24 марта прошла наша с Борисом (texnic  ) поездка по Турции. Мы хотели посмотреть на жизнь настоящих турок, хотели изучить всю страну, а не только узкую полоску вдоль Средиземного моря. С этой целью мы (в основном Борис) разработали маршрут, включающий в себя посещение Центральной и Восточной части Турции. Для удобства передвижения мы взяли в аренду машину. Обзавелись путеводителем Lonely Planet,  палаткой и двумя спальниками.

Изначально наш маршрут проходил через следующие города:
Стамбул - Анкара - Долина Ихлара - Каппадокия - Немрут - ШанлыУрфа - Харран - Мардин - Диярбакир - Татван - Ван - Арарат - Карс - Юсуфели - Эрзурум - Трабзон - Самсун - Синоп - Анкара - Стамбул. Уже на месте мы немного корректировали наш путь, и вот что получилось.

Смотреть на карте.

Я еще расскажу о технических деталях поездки, а теперь мне хочется поделится впечатлением от увиденного. Начнем с крупнейшего города в Турции.

Стамбул.

Летели регулярным 3ех часовым рейсом аэрофлота за относительно небольшую цену в 7 000 рублей в обе стороны.
В аэропорту за 20 долларов получили турецкие визы (а уже с конца апреля визы и вовсе отменяются), потом быстро забрали багаж и направились в сторону метро.

В Стамбуле для проезда в метро используются маленькие жетончики, наподобие наших питерских. Проезд в общественном транспорте стоит около 30 рублей. Метро ходит от аэропорта до станции Aksaray (это еще не совсем центр, но и не периферия). Дальше можно пересесть на трамвай, который ходит вдоль всей европейской части Стамбула.

Мы жили в непосредственной близости от Голубой Мечети в одной из многочисленных гостиниц города (их туда действительно много – особенно дешевых). Только найти наш ночлег с первого раза не получилось – оказалось, что существуют гостиницы без собственной вывески. На улицах пустыно и спокойно.

Первое впечатление о турках сложилось благодаря хозяину гостинцы, спустившегося к нам через 5 минут после звонка в дверь. Он был немного заспанным, добрым и робким. Первая попытка заселения провалилась – хозяин не угадал с ключом и вломился в номер к спящим людям. После этого он сконфузился, схватился за голову и просил у нас прощения.

Следующий номер оказался свободным и мы, покидав вещи, отправились на вечернюю прогулку. Стамбул предстал перед нами хитросплетением улиц. В некоторых местах с трудом бы проехала машина, а другие закоулки были вовсе лишены света. И еще нашлись люди, подкармливающие кошек.

Поужинать решили в первом попавшемся ресторанчике. Нас прямо с улицы зазвал продавец рыбы, быстро узнав в нас русских. «Хочешь ресторан? Можно этот!» - показывает на соседнее здание с большой вывеской; по всей видимости туда он поставляет рыбу. «Можно и другой» - с улыбкой смотрит на нас. А нам все равно, мы в Стамбуле всего три часа и очень проголодались за это время.
Вначале предложили выбрать морской десерт.

Потом принесли «очень хорошую рыбу» «всего» за 100 долларов. Мы решили от нее отказаться и заказать рыбу попроще. То ли на нас решили нажиться, то ли Стамбул дорогой город. Так или иначе, оказалось возможным заказать другую рыбу за 10 долларов, которая показалась нам довольно вкусной.

Погуляв еще немного, заметили, как красиво подсвечиваются мечети ночью. К сожалению, качественных фотографий не получилось сделать, но зато вот симпатичный жук.

В нашем отеле не было места для кухни, поэтому завтрак нас ожидал в соседнем кафе. Он состоял из острого горохового супа, колбасы, сыра, чая. Как выяснилось позже, это стандартный турецкий завтрак. После этого выселились и отправились в отель к Диме и Маше. К нашему приходу они завтракали на веранде, с видом на залив. Веранда была на 4ом этаже, а они жили на -1, вот такая утренняя разминка. Вид портили чайки и немытое стекло.

После всех сборов, отправились на прогулку. Маршрут начали от мечети Айя-Софии, к которой уже начали сползаться туристы. Напротив Софии стоит самая большая мечеть в Стамбуле – голубая мечеть. Вот она.

Осмотр мечетей оставили на потом, а сейчас отправились на прогулку. Пошли по трамвайным путям в сторону бухты. Красиво тут – мало машин, дома по обе стороны уходят вверх и вниз. Чудная архитектура, представляющая собой смесь различных эпох и времен. Да, до сих пор удивляют зеленые растения и пальмы.
Вышли к набережной, наполненной запахами соли, криками чаек, гудением кораблей. Из спокойного города попадаешь в хаотическое движение, где всюду мельтешат катера и корабли. Но вскоре ко всему этому привыкаешь и уже не представляешь свою жизнь без орущих чаек.

Доходим до ближайшего моста и перебираемся через залив Золотой Рог. Здесь много рыбаков, большинство из них – любители, приходят сюда не ради улова, а ради самого процесса. Заодно и последние новости с соседом обсудить.

Вначале я думал, что после моста начинается Азия, но это была вся та же Европа. А Азия оказалась дальше, в нее можно попасть по мосту с фотографии ниже. Другой континент справа.

Мы свернули направо и пошли какими-то дворами до Dolmabahçe. Дорога была не очень интересной, мы шли вдоль старой многоэтажной парковки, каких-то жилых зданий, где нижний этаж наверняка отводился под магазин или парикмахерскую. В конце концов вышли на набережную.

На той стороне Босфора уже Азия.

Фотографы.

Чтобы попасть в дворец, нужно пройти вооруженный пост и заплатить 20 лир. После поста будет еще один вооруженный человек, но тут он стоит для декоративных целей – все кому не лень подходят и фотографируются с солдатом в форме. Самые смелые даже трогают оружие, едва не нажимая на курок.

Сам дворец окружает симпатичный сад, с выходом к проливу. По периметру расставлены люди с винтовками – красиво одетые мужчины, совершающие патрулирование.
На территории находится дворец с прилегающим к нему гаремом. Первый этаж дворца – что-то вроде личных апартаментов правителя. Внешний вид не изобилует пестрыми деталями – само воплощение скромности и сдержанности. А вот второй этаж – это роскошные комнаты с дорогой мебелью. Зачастую именно второй этаж использовался для того, чтобы произвести впечатление на гостей. А здесь их было не мало – послы многих стран, местные чиновники.
Следом за этим мы отправились смотреть гарем. Это большое здание с 30 маленькими комнатами, отличительной особенностью которых являлось наличие в каждой по кровати. Вообще гарем выглядел гораздо бедней дворца правителя, даже нижнего этажа. Тут тебе ни шикарных картин по стенам, ни изящных печей из Франции. Да и все комнаты похожи одна на другую.

Заканчиваем с до Dolmabahçe и идем дальше.

Теперь хочу обратить внимание на государственный флаг - он весит повсюду. Вообще турки относится трепетно к своей символике – вешают флаги на балконы, на прилавки, некоторые подкладывают под лобовое стекло в машине. Если есть какая-то гора, то на ней обязательно будет турецкий флаг. И естественно у дворца было пару экземпляров.

После дворца мы поднялись до площади Taxim, от которой начинается самая известная улица в Стамбуле - Истиклал.

На этой улице всегда людно, всегда кипит жизнь. Нашли недорогую забегаловку, где наконец-то заказали шаурмы. Я взял себе бизнес ланч – рис, лаваш, кусочки мяса, салат и айран. Айран – очень вкусный кисломолочный напиток, хорошо утоляющий жажду и смягчающий острую пищу.

А это линия исторического трамвая протяжённостью в 1,6 км, проходящей вдоль всего бульвара Истиклал. Едет медленно, чтобы никого не задавить, из-за этого к вагончику постоянно цепляются желающие бесплатно прокатиться. Этот трамвай стал символом Стамбула так же, как красный двухэтажный автобус стал символом Лондона.

В центре площади Taxim находится 12 метровый монумент «Республика» (Cumhuriyet Anıtı), воздвигнутый в 1928 году. Монумент символизирует армию-освободительницу и установление республики. Памятник на площади Таксим включает скульптуру маршала Мустафы Кемаля Ататюрка и турецкий народ. Кроме того, помещены скульптуры Климента Ворошилова и Михаила Фрунзе, по указанию Ататюрка, в благодарность за военную помощь Советской России в войне 1920 г. (Википедия).

Уже пройдено полдня, а не одной фотографии кошки в Стамбуле. Их тут много, возможно, больше чем жителей. Все кошки аккуратные и красивые. Подкормил кошку – значит день пройдет хорошо.

Еще одной особенностью Стамбула являются свежевыжатые соки. Обычно в туристических местах стоят целые ряды соковыжемателей. Гранат, грейпфрут, апельсин, лимон, морковь – вот стандартный набор. Невозможно пройти мимо цветных прилавков с фруктами после прогулки по городу.

А это Galata Tower с фотографии #8. К этому времени мы настолько устали от прогулки, что решили туда не забираться, да и вход наверх стоит дороговато – 20 лир с человека. Вместо этого мы посидели у основания башни, где съели очередную порцию шаурмы. Около этой башни мне показалось, что турков тут меньше, чем иностранцев – все кафе и рестораны были забиты европейцами и корейцами, а турками были только официанты.

Думаем куда идти.

Повернули обратно и снова прошлись по мосту. Рыбаки остались на месте, некоторые так и сидели с утра. И так на каждом мосту. Рыбаков не смущает, что рядом 2 раза в минуту проносится катер.

Постепенно возвращались в отель. Чтобы как-то разнообразить обратный путь, решили зайти в Стамбульский Университет. К сожалению, на территорию можно попасть только до 3ех часов дня, и мы были остановлены до подступах. Но и здесь было на что посмотреть – огромные массы студентов выходили из ворот и растворялись в городе.

Были конечно и интересные экземпляры.

А вот этот мужчина разливал какую-то жидкость из самовара. Под вечер похолодало, и горячий чай был бы кстати. Но в стакан он налил не чай, а какой-то горячий йогурт, который был не очень в плане вкуса. Зато от псевдосамовара образовались красивые струи пара.

В этот вечер нам предстоял отъезд в Анкару, поэтому после наступления сумерек, мы отправились собирать наши вещи.
Вокзал находился в азиатской части города, и нам было необходимо перебраться на тот берег. Самым удобным вариантом был паром. Ходят они часто, около 1 раза в 45 минут.

Уже сев на корабль, мы с Борисом расслабились. Нам и в голову не могло прийти, что наша остановка не конечная. Занимаемся своими делами и вдруг причаливаем. Все люди остались сидеть на своих местах, поэтому мы не очень обратили внимание на эту остановку. Потом я посмотрел в иллюминатор, а там уже почти все сошли на берег. Замыкание в голове, и вдруг мы понимаем, что это наша остановка и пора бы выходить, безумно быстро собираем вещи и бежим вниз.

У Бориса на одну сумку поменьше и он вырывается вперед. Когда уже спустились к выходу, видим, что корабль начинает отплывать от причала. Борис успевает перешагнуть на сушу, а я уже должен был прыгать. В этом момент у меня за спиной рюкзак с фотоаппаратом, на правом плече 12ти килограммовая сумка с палаткой, на левом – ноутбук с навигатором. В общем, все это мне прилично мешало сделать хорошо подготовленный прыжок. Да к тому же я немного испугался.

Отталкиваюсь от края корабля, мгновенье в воздухе, моя нога цепляется за край пристани и проскальзывает вниз, я ничего не соображаю, выкидываю руки вперед, а тело уходит вниз. Через еще мгновенье, ноги упираются в какую-то рейку, а моя грудь находится на уровне земли. Борис в шоке, на пристани никого нет, просить о помощи бесполезно (во время падения я почему-то думал, что меня точно спасут служащие с пристани). Я вроде держусь крепко, но и вылезти не могу.

Через секунду Борис кидает свои вещи и начинает меня вытягивать из сложного положения. Я потихоньку перебираюсь на горизонтальную плоскость. Я даже не промок. Одним словом – повезло. А на пристани никто даже не почесался, подумаешь, человек падает в воду. В этом шоковом состоянии мы доходим до вокзала, и выкупаем наши заранее заказанные билеты до Анкары.

Следующая Анкара.

Для навигации.

-День 1,2. Стамбул - эта.
-День 3. Анкара . Заснеженные виды.
-День 4.Долина Ихлара. Каньон и город в горе.
-День 5.Каппадокия. Фантастические пейзажи.
-День 6. Немрут и ШанлыУрфа. Заснеженная дорога и бегство от детей.
-День 7. Часть 1. Харран и Мардин. Глиняные дома и город из ступенек.
                  Часть 2. Диярбакыр и Татван. Дети Курдистана.
-День 8. Ван. Тайны озера.
-День 9. Арарат и Ани. Вокруг Арарата и город 1001 церкви.
-День 11. Эрзурум. Город Пушкина и греческий монастырь.
-День 12. Трабзон и Самсун. Побережье Черного Моря.
-День 13. Синоп -Богазкале - Анкара
-День 14. Стамбул.

С записями Бориса можно ознакомиться здесь